Тема лекции:
"Особенности технологического компонента в курсе информатики"
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология».
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА).
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
На первой ступени обучения реализуются следующие цели обучения:
формирование представлений об информационной картине мира;
формирование и развитие умений использования компьютера для получения, поиска, обработки и хранения информации;
формирование умений и навыков создания и преобразования информационных объектов с помощью компьютера;
пропедевтика понятий базового курса информатики;
формирование умений выполнять задание по плану (алгоритму).
Модуль состоит из трех блоков:
Информация и информационные процессы.
Действия с информацией.
Информационные технологии.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере практические работы с использование компьютера должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН.
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.
В результате изучения учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» ученик должен
Знать и понимать:
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
основные источники информации;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Согласно новому базисному учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология». Количество часов может быть увеличено до 34 на два года обучения (в зависимости от возможностей ОУ, используемого УМК). Изучение модуля (технологического компонента) может сочетаться с изучением информатики факультативно, т.е. с освоением общеобразовательного компонента.
Варианты сочетания технологического и общеобразовательного компонентов
Для реализации требований стандарта Горячев А.В. разработал УМК, включающий в себя учебник «Мой инструмент компьютер» и набор пособий по конкретным компьютерным программам. Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического, системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой – можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения предмета и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Ниже преведены некоторые из этих вариантов (с условными названиями):
Технологический компонент полностью реализует стандарт по предмету "Технологии" раздел "Практика работы на компьютере". Предваряет изучение разделов информатики и ИКТ: информационные технологии, информация и информационные процессы, виды информации, способы организации информации, поиск информации.
Программа и тематическое планирование модуля
Каждый учитель определяет набор модулей самостоятельно, учитывая обязательные модули, возможности детей, технической базы.
Изучение информатики и ИКТ на начальной ступени обучения может быть организовано в различных развивающих системах обучения и на основе различных учебно-методических комплектов (УМК). Для реализации требований стандарта следует производить отбор содержания, представленного в данных УМК с учетом требований технологического компонента.
Развивающая система обучения Занкова Л.В., УМК «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века».
В учебные планы начальной школы учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» не включена как самостоятельный предмет. Вместе с тем, по решению правомочного органа управления образовательным учреждением при наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику и ИКТ целесообразно включать в учебные планы начальной ступени обучения за счет часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Рекомендуемый для преподавания УМК:
- Матвеева Н.В. и др. Информатика. 3 (4) кл. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;
- Матвеева Н.В. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 (4) кл. в 2-х частях, 2-е изд. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;
- Матвеева Н.В. и др. Информатика. Методический комплект: пособие + практикум на CD. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;
- Матвеева Н.В. и др. Введение в информатику: Комплект из 12 плакатов + методическое пособие. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007.
В основу (ссылка )программы по информатике для 3-4 классов, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., положена идея о том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью. Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
· доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
· обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
· интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
· оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
· создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
УМК «Школа 2100»
Рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:
- Информатика и ИКТ (3, 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 (3, 4) кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 (3, 4) кл. Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;
- Комплект наглядных пособий. (3, 4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.
Данный УМК является частью учебно-методических комплектов, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Учебники серии «Мой инструмент – компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования
УМК «Перспективная начальная школа»
Рекомендуемый учебно-методический комплект для преподавания информатики и ИКТ в рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» - Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика» . Данный УМК является частью учебно-методических комплектов, входящих в образовательную систему «Перспективная начальная школа».
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информационная картина мира;
- компьютер – универсальная машина для обработки информации;
- алгоритмы и исполнители;
- объекты и их свойства;
- этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Представленный УМК предусматривает два варианта преподавания информатики и ИКТ: без компьютерной поддержки (все задания выполняются в учебнике или тетради) и с компьютерной поддержкой (на основе специально разработанного программного комплекса).
Программный комплекс, состоящий из CD-диска и сопровождающего методического пособия в печатном виде, содержит разное количество обучающих программ по различным темам информатики для младших школьников, интегрированных с учебником-тетрадью по информатике Е.П. Бененсон и А.Г.Паутовой.
Особенности обучения
Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса, значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Бескомпьютерная часть работы может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации.
Компьютерная часть работы включает в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.
Что касается домашнего задания, то его основная цель – использовать полученные знания, умения и опыт информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, схемой, подготовка сообщения, поиск и подбор информации), выполнение 1-2 заданий из рабочей тетради.
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения
1. Электронные средства учебного назначения сообразно планированию курса.
2. Компьютерные азбуки и словари для ознакомления, работы с текстом.
3. Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.
4. Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.
5. Компьютерные лабиринты для управления объектом.
6. Компьютерные мозаики.
7. Логические игры на компьютере.
8. Компьютерные энциклопедии и путешествия.
9. Компьютерные топологические схемы.
10. Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями, удовлетворяющие возможности использования (фрагментами по 5 минут) с дальнейшим обсуждением.
11. Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.
12. Компьютерные синтезаторы звука.
13. Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.
14. Компьютерные среды управления исполнителем.
Формы организации обучения при реализации модуля «Информатика и ИКТ».
Обучение по предмету можно реализовать несколькими вариантами:
1 вариант. Фронтальная форма работы.
Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Фронтальная работа реализуется на базе базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой, желательно с медиапроектором, с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Изучение предмета рекомендуется в интеграции с другими предметами. При обучении информатике возможно использовать интегрированный подход через использование практических заданий в содержании других предметных уроков – с использованием 15-минутного компьютерного практикума. Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным (компьютер используется как «электронная» доска).
Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед и перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева. Общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия.
Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 класс Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 класс
Горячев А.В., Островская Е.М.. Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников. |
3 класс |
Горячев А.В., Островская Е.М.. Графический редактор "TUXPAINT". Справочник-практикум для школьников |
3-4 |
Горячев А.В., Островская Е.М.. Конструктор мультфильмов. Справочник-практикум для школьников. |
3-4 |
Горячев А.В.. Электронное приложение к учебнику "Информатика и ИКТ" и справ.-практикумам "Конструктор игр", "Графический редактор" "TUXPAINT". "Конструктор мультфимов "Мульти-Пульти". |
3 класс |
Пример модуля «Информатика и ИКТ» в рабочей программе по технологии в 3, 4 классах.
2 вариант. Групповая форма работы. В состав группы рекомендуется включать не более 3 человек. В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе, электронных средств обучения и готовность учителя начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. Эта форма подходит для работы в кабинете, имеющем более 3-х компьютеров (например, читальный зал школы, медиацентр). Обучение можно организовать с помощью метода проектов. Для этого класс делится на группы, для которых предусматривается рабочая зона: 2 стола, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе Лего, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и т.п.). Работа в группе с компьютером регулируется учителем: один ученик работает за ПК в течение 5-7 минут, другие работают над настольной частью проекта. Таким образом, группа реализует работу над проектом и компьютерную деятельность в течение всего урока, до 30 минут в зависимости от проектного задания. Рекомендуемые учебные пособия в этом случае – учебные пособия под редакцией А.Л.Семенова.
Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
3 класс |
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
3-4 |
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
4 класс |
Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Издание: Информатика. Книга для учителя. |
3 класс |
Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Издание: Информатика. Книга для учителя. |
4 класс |
Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов для 3 кл. |
3 класс |
Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов для 4 кл. |
4 класс |
3 вариант. Индивидуальная форма работы.
Класс делится на две группы, с которыми одновременно работают два учителя – учитель начальных классов и учитель информатики. При выборе такой формы обучения рекомендуется привлекать к проведению урока учителя информатики для совместного параллельного проведения занятия: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15-20 минут - теоретическая (бескомпьютерная) часть для первой группы (ведет учитель начальных классов) и компьютерная часть урока (учитель информатики) для второй группы соответственно, и наоборот. Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета возможно проводить любым уроком. Рекомендуемые учебные пособия – учебные пособия под редакцией Н.В.Матвеевой.
Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия
.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ |
3 класс |
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ |
4 класс |
Матвеева Н. В., Аверкин Ю.А., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе |
3-4 класс |
Матвеева Н. В. Информатика: Контрольные работы для третьего класса |
3 класс |
Матвеева Н. В. Информатика: Контрольные работы для четвертого класса |
4 класс |
Матвеева Н. В. Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие |
3 класс |
Здоровьесбережение на уроках информатики
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут. Работу за компьютером рекомендуется заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 минута) и осанки (1-2 минуты). Комплекс упражнений для глаз выполняется стоя или сидя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием компьютера следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приёма пищи. Занятия в кружках с применением ПК (персонального компьютера) должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Один раз в четверть (триместр) необходимо проводить беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.
Оформление журналов, опыт преподавания модуля "Практика работы на компьютере" по учебникам А.В.Горячева "Информатика и ИКТ "Мой инструмент компьютер" представлено на сайтах.
В рабочую программу по предмету "Технология" необходимо вставить раздел "Практика работы на компьюторе" который должен состоять из:
пояснительной записки;
содержания тем модуля;
требования к уровню подготовки учащихся;
списка литературы и программного обеспечения;
терминологического словаря.
Уважаемые коллеги! По окончании работы с материалами лекции просим вас ответить на вопросы:
Предлагаем Вам скорректировать рабочую программу курса «Технология» для 3, 4 классов с учетом часов, отводимых на изучение модуля «Информатика и ИКТ». Вопросы по оформлению рабочей программы по технологии Вы можете задать руководителю виртуального объединения по электронному адресу kolokolowa72@mail.ru
Ответы на вопросы и рабочую программу необходимо отправить руководителю не позднее 25 октября