Преподавание информатики в начальной школе

 

Виртуальная мастерская

 Лекция по теме:

 

«Урок информатики в рамках технологического компонента»

                         

                          План

  1.          Общеучебные навыки, формируемые на уроках информатики и ИКТ в начальной школе;

  2.           Интеграция с предметами курса начальной школы. 

  3.           Структура урока;

  4.           Методика проведения;

  5.           Требования к организации урока. 

 

 

Общеучебные навыки, формируемые на уроках информатики и ИКТ в начальной школе

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной, в основе которых лежит деятельность информационная. Поэтому особое место в начальном образовании отводится деятельностному, практическому компоненту обучения с приоритетом формирования общеучебных умений и навыков.  Общеучебные умения и навыки – это, прежде всего, умения и навыки работы с информацией (поиск, хранение, обработка, анализ, интерпретация, преобразование, моделирование и пр.), которые нельзя освоить никак иначе, как в процессе целенаправленного и осознанного выполнения соответствующих упражнений, в том числе с использованием коммуникационных средств и технологий.

 

К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках модуля «Информатика и ИКТ» относятся познавательная деятельность, организационная и рефлексивная деятельность – это:

     1. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?») и письменное представление информации о наблюдаемом объекте, то есть – создание текстовой или графической модели наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) происходит не как самоцель, а в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).

     2. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов, происходит выявление отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами, использованием приборов и инструментов. В процессе познания свойств и качеств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность, такая, например, как интерпретация модели в процессе работы с простейшими уже готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями.

     3. При выполнении специальных упражнений на компьютере и компьютерных проектов формируется умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации.

     4. В процессе выполнения ряда компьютерных заданий происходит развитие мышления и, соответственно, речи, так как многие интерактивные упражнения предполагают осуществление выбора, то есть использования простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарного обоснования высказанного суждения.

   5. Интерактивные компьютерные задания и развивающие упражнения позволяют овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе – в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

     6. Специально разработанные интерактивные задания помогают получить опыт организации своей деятельности. Это выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

     7. Особый класс упражнений и интерактивных заданий позволяет получить опыт рефлексивной деятельности. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения с помощью интерактивного экранного помощника и их исправление.

     8. Приобретение опыта сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

       

Особенностью модуля «Информатика и ИКТ» на уроках технологии является его содержательная и деятельностная интегративность, поскольку не столь важно, какой конкретный объект реальной действительности исследуется, сравнивается, описывается, моделируется. Это может быть предмет, событие, процесс, отношение. В ходе выполнения любого компьютерного интерактивного задания происходит развитие личности ребенка (осуществить выбор способа деятельности – с подсказкой, без подсказки), внимания, мышления, памяти и воображения, развитие образного, логического и ассоциативного мышления, формирование элементарных коммуникативных умений, расширение его знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе, развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Выполнение компьютерных интерактивных заданий позволяет воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру за счет подбора соответствующих иллюстраций к упражнениям.

Экранные объекты: слайды презентаций, которые разрабатываются учителем и учениками используются в интерактивных компьютерных упражнениях – это высокохудожественные образы, позволяющие воспитывать вкус, нравственные и эстетические чувства любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Работа над компьютерным проектом требует труда, усидчивости, внимания, знаний и умений. Это способствует овладению начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Выполнение полезных для класса, школы проектов (листовок, объявлений, газет, журналов, сборников стихов, сочинений или других творческих работ) способствует воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Формирование общеучебных умений происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью модуля «Информатика и ИКТ» является целенаправленность формирования именно этих умений.

  

                Интеграция с предметами курса начальной школы

 

Обязательный минимум содержания модуля «Информатика и ИКТ» пересекается с содержанием других учебных дисциплин начальной общеобразовательной школы.

Например, для уроков русского языка на уроках информатики можно создавать памятки по правилам правописания, печатать сочинения о себе и своей семье, вставляя рисунки, фотографии.

С математикой пересечение содержания курса происходит в создании схем, таблицы, кратких записей и других моделей для решения текстовых задач. Создание плакатов, например по теме «Доли», освоив, мастер диаграмм в текстовом редакторе.

Выпуск буклетов, создание презентаций к урокам «Окружающего мира» многократно повышает мотивацию детей, помогает лучше усваивать материал, а технологический компонент является  инструментом в руках учителя.

Создание презентаций учит детей искать и выделять нужную информацию, работать самостоятельно и в группе, выступать перед аудиторией, повышает самооценку ребёнка.

Используя компьютер, дети находят дополнительные сведения об окружающем мире практически по любой теме.

На уроках технологии происходит интеграция жизненного опыта, знаний и умений учащихся, полученных ими на других уроках, наряду с получением новых, специфических знаний, умений и навыков. Построенные, по сути, на том же содержании, но совершенно иначе звучат темы уроков образовательной области «Технология» в стандарте, которые базируются на знаниях, приобретенных учащимися в процессе изучения выше приведенных тем на других уроках:

  •       Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе.

  •      Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).

  •        Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Использование измерений для решения практических задач.

  •      Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций.

  •     Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу. Проверка модели в действии.

      

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.  Все эти умения помогают  в освоении учебного материала других предметов.

  

Структура урока информатики и ИКТ

Основной формой обучения информатике является урок. Ранее использовался машинный и безмашинный вариант проведения урока информатики. Можно привести примерную структуру урока информатики с учетом особенностей возраста и требований методики обучения младших школьников.

 

 Схема урока информатики (машинный вариант).

1.  Организационный момент. Объявление темы и  целей урока (1-3 минуты)

2.  Разминка:  короткие  математические,  логические  задачи  и задачи на развитие внимания или компьютерная разминка (ввод и редактирование текста) (3-5 минут)

3. Основная тема (безмашинная часть урока) (10-15 минут)

4. Физкультминутка (1-2 минуты)

5. Работа за компьютером (10-15 минут)

6. Подведение итогов, выводы, гимнастика для глаз (2-3 минуты)

 

В настоящее время так же важными этапами  урока информатики и ИКТ остается работа за компьютером, физкультминутки,  гимнастика для глаз. Но при изучении модуля А.В. Горячева «Мой инструмент -  компьютер» вводятся этапы:

  - Формулирование основного вопроса;

  - Начало работы над проектом, сохранение проекта;

  -Выборочная демонстрация и обсуждение творческих работ.

  

В структуре уроков присутствует этап «Формулирование основного вопроса урока» или «Дополнение основного вопроса урока»:

1.          На уроке ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос, проблему урока. Например, учитель приводит противоречивые факты или мнения, и тогда у вас может возникнуть удивление, разброс мнений – то есть, проблемная ситуация. Учитель помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему: вопрос для исследования или тему урока.  Затем ученики сравнивают свой вариант основного вопроса, проблемы урока с авторским вариантом, приводимым в данном методическом пособии.

2.          При необходимости учитель задаёт вопросы и даёт задания по пройденному материалу, которые необходимы для изучения нового.

3.          В случаях, когда ответ на основной вопрос урока может быть логически выведен на основе личного опыта или изученного ранее материала, ученики вместе с учителем ищут решение проблемы – открывают  новые для себя знания. Для этого в одних случаях учитель в диалоге побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы о новом знании. В других случаях учитель с помощью диалога подводит учеников к открытию нового знания. В результате ученики сами формулируют новое понятие, закономерность или правило. А затем сверяют правильность своего открытия с текстом учебника и делают вывод, что проблема решена.

4.          Если же ответ на основной вопросу урока нельзя или сложно вывести логически, учитель знакомит учеников с ответом на этот вопрос или с решением проблемы, вводит новые термины.

5.          Ученики применяют новые знания, выполняя различные задания (индивидуально, в парах или группах).

6.          В конце урока ученики совместно с учителем подводят итог: Какую проблему решали, какие знания открыли, и как их удалось применить. 

При этом общая схема построения урока может иметь свои особенности на уроках по разным учебным предметам. Этап «Формулирование основного вопроса урока» может появляться на уроках несколько раз, если на уроке рассматривается  несколько тем.

Название большинства модулей в учебнике (4 из 5) начинается со слова «Создание». Логика изучения модулей такого типа примерно одинакова:

·                        На первом уроке

-                      ученики знакомятся с модулем (по его первой и последней странице), видят, чему они научатся, и как это будет проверяться,

-                      отталкиваясь от слов на последней страницы модуля о «творческой работе для выбранной ситуации», переходят к знакомству с приведенными жизненными ситуациями,

-                      кратко обзорно знакомятся с терминами изучаемой технологии, с примерами компьютерных программ, учатся запускать ту программу, в которой они будут работать,

-                      учатся выполнять одну самую простую операцию в программе,

-                      на дом получают задание придумать свою ситуацию, в которой можно применить  изучаемую технологию (можно по аналогии с приведенными)

·                        На втором уроке

- в парах или четверках (одна или две парты) обсуждают свои придуманные ситуации, выбирают ситуацию, для которой будут делать творческую работу (в том числе из придуманных самостоятельно), фиксируют её название в тетради,

- знакомятся с набором операций, который они освоят на уроках,

- используя простую операцию, с которой познакомились на первом уроке, создают что-то, и учатся сохранять результаты своей работы и возвращаться к их редактированию,

- знакомятся с новой операцией, с ресурсами программы, используемыми в этой операции, возможно, рассматривают применение изучаемой операции в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этой операции (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы).

 

·                        На следующих уроках с третьего с начала до третьего с конца (пред- предпоследнего  урока)

·                        знакомятся с новыми операциями, с ресурсами программы, используемыми в этих операциях, возможно, рассматривают применение изучаемых операций в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этих операций (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы),

·                        если уроков на изучение операций отведено достаточно, то на последнем из этих уроков (третьем с конца, пред- предпоследнем) проводят самостоятельную работу на проверку умения выполнять изученные операции (простая техническая работа); если уроков на освоение операций недостаточно, то отнимая время у работы над итоговым проектом, переносим самостоятельную работу в начало следующего урока (предпоследнего),

·                        на третьем с конца (пред- предпоследнем) уроке на дом задаём задание продумать эскиз (план, набросок) выбранной творческой работы, зафиксировать этот эскиз (план, набросок) в тетради.

·                        На предпоследнем и последнем уроке ученики будут выполнять творческую работу по выбранной ситуации. Учитывая ограничения СанПиН на работу за компьютером, часть предпоследнего урока перед работой над проектом отводится на обсуждение своих эскизов в парах/четверках (одна-две парты), рассмотрение новых идей одноклассников о своей работе, уточнение эскиза. Затем начинается работа по реализации своего проекта по выбранной ситуации.

·                        На последнем уроке дети продолжают работу над творческой работой. Если кто-нибудь из детей быстро работает в этой программе, и уже завершил работу на предыдущем уроке, он может выбрать новую ситуацию и пытаться успеть сделать ещё один проект. Часть времени урока после завершения работы над проектами отводится на сравнение того, что получилось с тем, что задумывали. Ученики оценивают, что они могли бы улучшить, если бы было больше времени, что нового они бы добавили к своему проекту, если бы продолжили над ним работать. По усмотрению учителя некоторые работы могут быть продемонстрированы всему классу или при работе по группам демонстрируются все работы учеников.

    Некоторые дети могут не успеть освоить на уроке очередную изучаемую операцию или могут отсутствовать на уроке. Неумение выполнять операции ставит под угрозу выполнение итоговой творческой работы. Поэтому учителю мы рекомендуем помимо уроков проводить во внеурочное время занятия-консультации, на которых ученики могут изучать пропущенный или недостаточно освоенный материал.

 

    

В начальной школе на одно из первых мест, кроме структуры, выступа­ет техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:

• урок должен быть эмоциональным, вызывать ин­терес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

• темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся — завершенными;

• необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

• доминировать должна атмосфера доброжелатель­ности и активного творческого труда;

  по возможности следует менять виды деятельнос­ти учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

• особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;

  главная цель каждой игры — помочь понять и закрепить материал урока.

 

Предполагается использовать 3 типа урока: вводный урок - формирования новых знаний;  урок формирования умений и навыков; проектный урок.

Ниже приводятся структуры всех типов уроков,  которые можно использовать при разработке уроков информатики и ИКТ.

 

 Примерная структура урока формирования новых знаний такова:

1.                      Организационный момент (1—2 мин).

2.                      Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—5 мин).

3.                      Проверка домашнего задания (3—4 мин).

4.                      Сообщение темы и задач урока.

5.                      Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10—12 мин).

6.                      Физкультминутка (1 мин).

7.                      Выдача домашнего задания с комментариями (2—3 мин).

8.                      Работа за компьютером (15 мин).

9.                      Релаксация (1 мин).

10.                  Подведение итогов (2—3 мин).

Этапы данной структуры урока могут меняться в зависимости от того, как учитель планирует построить урок. На уроках контроля этап работы на компьютере может быть в начале урока. Если урок преследует цель отработки какого-то навыка, то за машинами учащиеся могут сидеть несколько раз, чередуя работу на компьютере с работой в тетради. Исходя из цели урока, строится и его структура.

Структура урока формирования умений и навыков.

1.                      Организационный момент (1—2 мин).

2.                      Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания, графические диктанты (3—5 мин).

3.                      Сообщение темы и задач урока.

4.                      Актуализация знаний. Повторение необходимых для урока объектов (3—4 мин).

5.                      Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10—12 мин).

6.                      Физкультминутка (1 мин).

7.                      Выдача домашнего задания с комментариями (2—3 мин).

8.                      Работа за компьютером (15 мин).

9.                      Релаксация (1 мин).

10.                  Подведение итогов (2—3 мин).

По каждой теме учащиеся выполняют самостоятельные или контрольные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В конце каждого года проводится годовая контрольная работа по двум вариантам, в которую включаются задания практически по каждой пройденной теме.

Проектный урок включает в себя выполнение творческой работы по выбранной ситуации. Часть времени урока после завершения работы над проектами отводится на сравнение того, что получилось с тем, что задумывали. По усмотрению учителя некоторые работы могут быть продемонстрированы всему классу.

 

 

 

Существенную роль играют применяемые методы обучения.

Игры. Учебные ролевые игры. Игровая форма работы дает возможность активизировать познавательную деятельность. Исходя из этого, многие упражнения построены на игровых сюжетах. Основное правило при организации и проведении таких игр заключается в том, что учитель продумывает сценарий игры, четко формулирует цель, уточняет, каков ожидаемый результат, в какой форме он предоставляется, знакомит учащихся с системой требований к результату, сообщает ограничения. Основные преимущества игровой формы обучения — более глубокое освоение трудных вопросов, например, понятий “алгоритм- последовательность работы по каждой инструментальной программе”, “программное обеспечение компьютера”, работы основных и дополнительных устройств компьютера. Постепенно игровая форма перерастает в учебную за счет создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация. Постановка проблемных ситуаций направлена на формирование у учащихся умения ориентироваться в учебной задаче, вырабатывать способы решения, умение контролировать процесс осуществления работы.

Словесные методы: рассказ, инструктаж, беседа, эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстовым упражнением. Данная группа методов многофункциональна. Эти методы необходимы в первую очередь для формирования целей, мотивов к выполнению той или иной работы; для понимания учениками ее значимости, важности для собственного развития, для дальнейшего освоения материала; для четкого доведения до учащихся содержания учебного материала и инструкций к выполнению заданий; постановки учебной задачи.

Наглядные методы. В информатике используются: наблюдение за деятельностью товарища, учителя или за поведением компьютерной среды. При этом можно воспользоваться не только доской, но и экраном компьютера. Компьютерные демонстрации обладают динамичностью и наглядностью.

Практические методы. Информатика предоставляет широкие возможности для познания и формирования научной системно-информационной картины мира, основанной на деятельностном подходе.

Проектный метод. Проектный метод является одним из методов группового обучения. Проектный метод предполагает деятельность учащихся от идеи проекта до ее реализации на протяжении некоторого времени, может быть, целой четверти. Основная дидактическая функция — структуризация и обобщение знаний и умений школьника по нескольким темам сразу. В основе лежит творчество учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. Такой метод формирует навыки самообразования учащихся.

Контроль знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения.

Метод организации процесса усвоения научных понятий, знаний осуществляется на основе усвоения сведений о мире, которое происходит через восприятие, осознание и запоминание. Процесс усвоения школьником новых понятий происходит в три этапа: I этап – понимание, II – осмысление, III этап – использование.

Этапы

Действия учителя

Действия учеников

Понимание нового материала.

Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала.

Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином – только понимают его значение.

Мысленное (пассивное) использование.

Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из рада других.

Опознают, выделяют обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру.

Активное использование понятия.

Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру.

Выполняют упражнение, при этом термин переводится из пассивного словаря в активный.

Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их, то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.

 

 

Организационные формы обучения

 

Фронтальная форма. Это традиционная форма, которая не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Групповая форма. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, особенно при осваивании новых программных средств или работы по реализации проектов. Групповые формы обучения также применимы и в ролевых играх.

Парная форма обучения. Парная форма обучения понимается как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”.

Форма “ученик и компьютер”. Работая один на один с компьютером, учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. В этом случае говорят об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием.

Практические формы обучения.

Практические занятия. Основной формой практического освоения учебного материала в компьютерном классе является практическая работа. Хорошая подготовка к практической работе позволяет более эффективно распорядиться урочным временем, обеспечить более высокую результативность.

Индивидуальный практикум. Форма обучения в виде индивидуального практикума характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности. Это активная форма обучения. В начальном обучении индивидуальный практикум в чистом виде используется редко, однако его элементы наблюдаются при индивидуальной работе с учащимися более высокого уровня подготовки.

Все формы обучения связаны с содержанием и методами и основаны на возможностях учителя и учащегося, а также на возможностях, которые предоставляет компьютер и сетевые технологии.

Появление компьютера и современных информационных технологий в школе привело к изменению взаимоотношений основных субъектов образования: учителя и ученика. Ученик теперь имеет относительную свободу, т.е. может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных правил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства. Новые информационные технологии влияют на характер взаимодействия системы “учитель-ученик”. Универсальные “качества” компьютера позволяют структурировать дидактический материал, использовать электронные учебники, задачники, он обеспечивает удобный и быстрый доступ к материалам.

На современном этапе, когда объявлена модернизация образования, совершенствование предметных методик с той же очевидностью требует постановки курса раннего обучения основным понятиям информатики крайней выработки навыков общения с компьютером.

 

Обучение информатике и ИКТ ведется по УМК «Мой инструмент компьютер» Горячева А.В., методические рекомендации представлены автором в данном документе.

      

При изучении подготовительного курса информатики в  начальной школе наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.

     Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках. Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере, требуют обязательного наличия компьютеров.

   Изучение раздела «Информационные технологии» направлено на достижение следующих целей:

·         овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

·         развитие мелкой моторики рук;

·         развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

·         освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

·         формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

·         воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

·         воспитание уважительного отношения к авторским правам;

·         практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

·                     начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

·                     создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

·                     ознакомление со способами организации и поиска информации;

·                     создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;

·                     создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

    Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета.

   Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер».

    Курс  разделен на модули и нумерация уроков в каждом модуле начинается с первого урока. Это сделано для того, чтобы учитель сам мог распланировать обучение  в течение года. Начинать обучение надо с первого модуля «Знакомство с компьютером», затем идет модуль «Создание рисунков». Далее порядок изучения модулей (и сам перечень изучаемых модулей) может быть определен учителем.

   Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле приведены примеры компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. На уроках, описанных в данном методическом пособии, дети будут учиться рисовать, создавать мультфильмы, конструировать игры, создавать планы домов или дизайн интерьеров.  Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

   В то же время, для некоторых инструментальных программ разработаны справочники-практикумы – пособия, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Справочники-практикумы изданы для следующих компьютерных программ:

·                     Графический редактор «TUXPAINT»,

·                     Конструктор игр,

·                     Конструктор мультфильмов «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»,

·                     Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D».

    Помимо справочников-практикумов для этих программ выпущены диски с самими программами и файлами для выполнения упражнений. В дальнейшем предполагается разработка справочников-практикумов и для других компьютерных программ.

     Учитель может использовать  как программы,  рекомендованные авторами  и для которых разработаны справочники-практикумы, так и другие программные среды. Например, вместо программы TuxPaint можно использовать стандартную программу  Paint, а вместо предложенного конструктора мультфильмов «Незнайка на Луне»  использовать программу ЛогоМиры. Тем не менее, учителям, не имеющим пристрастий к каким-либо иным компьютерным программам, можно рекомендовать использовать программы, для которых изданы справочники-практикумы. Работа с этими пособиями  удобна и комфортна для учителя, а ответы на многие свои вопросы ученики могут получить из справочников-практикумов самостоятельно.  В этих пособиях ориентированных на детей описаны возможности и правила работы соответствующих программ, пошаговые правила выполнения отдельных операций, примеры и задания.        Наличие в справочниках-практикумах раздела «Ресурсы программы» позволяет школьникам продумывать итоговые творческие работы для каждого модуля не за экраном компьютера, что позволяет более эффективно организовывать работу на уроке (с учетом ограничений на время работы школьников за компьютером).  Справочники-практикумы можно использовать в классе, как пособие для урока, во внеклассной работе на факультативных занятиях и кружках, а также дома.

    Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания. Начиная с первого урока, дети должны продумывать вид своего будущего проекта. Далее, по мере прохождения материала, они могут  добавлять новые возможности и эффекты проекта, могут начинать работать над ним после уроков или дома (в этом случае появляется необходимость наличие соответствующей программы на домашнем компьютере).

    Автор УМК информатика и ИКТ «Мой инструмент - компьютер»  Горячев А.В. предлагает при работе по данному курсу класс делить на две группы: одна группа занимается в компьютерном классе, другая группа может:

·                     заниматься во втором компьютерном классе по той же теме, если в школе в кабинетах информатики, два учителя ведут уроки информатики в одних и тех же классах;

·                     заниматься со своим учителем теоретической информатикой по курсу «Информатика в играх и задачах», если в школе учителя начальных классов ведут этот курс информатики;

·                     заниматься со своим учителем дополнительно математикой, чтением или русским языком, если в школе один кабинет информатики, один учитель информатики и учителя начальных классов не ведут уроки информатики. В этом случае  целесообразно разделить класс по уровню обучаемости. Тогда, учитель информатики и учитель начальных классов могут  строить свои уроки дифференцированно: со слабыми учениками больше повторять и отрабатывать, а с сильными учениками двигаться вперед, решая сложные проблемы.

         При отсутствии данных условий учитель может работать в обычном режиме с 1 классом.

   Учебник «Мой инструмент компьютер» должен быть у каждого ученика, дети должны иметь возможность работать с этим учебником в классе и дома.  Примерное предполагаемое количество используемых справочников-практикумов – по одному на компьютер плюс один для учителя. Справочники-практикумы наряду с компакт-дисками с программным обеспечением относятся к методическому обеспечению кабинета информатики. Предполагается, что эти пособия находятся в кабинете информатики и при необходимости выдаются учащимся на уроке.

 

 

На усмотрение учителя остается вопрос об использовании обычных тетрадей для работы в классе, дети могут туда записывать темы уроков и те задания, которые необходимо сделать письменно в классе или дома. В этих же тетрадях ученики могут создавать эскизы, планы, сценарии своих итоговых творческих работ. Впрочем, эскизы, планы, сценарии ученики могут заносить в отдельную тетрадь или альбом.

На уроках можно использовать имеющиеся у учителя плакаты по изучаемой теме, наглядные пособия, мультимедиа-презентации, мультимедиа-проекторы, дополнительные программки-тренажеры, некоторый раздаточный материал. Если у учителя есть возможность, то можно к каждому уроку сделать презентацию, в которой страницы учебника или справочника-практикума выведены на слайды. В этом случае очень удобно вести урок и объяснять материал: на экране будет то же самое задание, что и у ребенка в учебнике, дети работают по своим учебникам, следя на экране за объяснением учителя. Можно вызывать учащихся к доске, где дети могут  отвечать, показывая на экране ход своего решения.

    

 

При организации обучения необходимо соблюдать гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в начальной школе.

 

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных  помещениях недопустимо.

 Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется  применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

 Поверхность пола должна быть  удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

 Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

 Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия  должны проходить не в темном, а в  хорошо освещенном помещении.

 Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21° С, относительная влажность - 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит  улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение  детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего  утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером  для учащихся 3-4 классов  должна быть не более 15 минут.

2. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

 

  

 

 

 

   Уважаемые коллеги! По окончании работы с материалами виртуальной мастерской просим Вас  ответить на вопросы для самопроверки, ответы отправлять не нужно:  

 

1.                      Какие общеучебные навыки формируются  при изучении раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология»?

2.                      Какова структура вводного урока  каждого модуля УМК Горячева А.В. «Информатика и ИКТ»?

3.                      Какие методы и приемы целесообразно использовать на уроке формирования новых знаний?

 

 

 

 

 

 

Предлагаем, Вам, выбрать из представленной ниже таблицы и разработать вводный урок по одному из обязательных модулей УМК  Горячева А.В.«Информатика и ИКТ».  Вопросы по разработке вводного урока Вы можете задать руководителю виртуального объединения по электронному адресу: Kolokolowa72@mail.ru

 

  

Разработку вводного урока необходимо отправить руководителю не позднее  20 ноября.

 

 

Модуль

Тема первого вводного урока

Выбран для разработки

 

3 класс

1

Знакомство с компьютером

«Информационные технологии»

 выбран

2

Создание рисунков

«Знакомство с технологией создания рисунков на компьютере»

 выбран

3

Файлы и папки

«Понятия файла и папки»

 

 

4 класс

4

Создание текстов

«Компьютерное письмо»

 выбран

5

Создание печатных публикаций

«Понятие печатных публикаций»

 выбран

6

Создание электронных публикаций

«Понятие электронных публикаций»

 

7

Поиск информации

«Источники информации для компьютерного поиска»

 

 

   Для разработки уроков можно использовать методические рекомендации  по  3 модулям автора УМК «Мой инструмент компьютер» Горячевым А.В.       

 

С опытом преподавания модуля "Практика работы на компьютере"

по учебникам А.В.Горячева "Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер" разных учителей можно познакомиться на сайте: http://www.openclass.ru/communities/100302                                                                                                                                                                                                                                                

                                                               

                                          

                                                                                   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz