Преподавание информатики в начальной школе

 

Тема лекции:

"Особенности технологического компонента в курсе информатики"

 

В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология».

Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования». 

Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА).

Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

На первой ступени обучения реализуются следующие цели обучения:

  • формирование представлений об информационной картине мира;

  • формирование и развитие умений использования компьютера для получения, поиска, обработки и хранения информации;

  • формирование умений и навыков создания и преобразования информационных объектов с помощью компьютера;

  • пропедевтика понятий базового курса информатики;

  • формирование умений выполнять задание по плану (алгоритму).

Модуль состоит из трех блоков:

 

  • Информация и информационные процессы.

  • Действия с информацией.

  • Информационные технологии.

Для достижения прочных навыков работы на компьютере практические работы с использование компьютера должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН.

 

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

В результате изучения учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» ученик должен

                        Знать и понимать:

  • область применения и назначение различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • основные источники информации;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

 

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
  • поиска информации с использованием простейших запросов;
  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

 

Согласно новому базисному учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология». Количество часов может быть увеличено до 34 на два года обучения (в зависимости от возможностей ОУ, используемого УМК). Изучение модуля (технологического компонента) может сочетаться с изучением информатики факультативно, т.е. с освоением общеобразовательного компонента.

 

Варианты сочетания технологического и общеобразовательного компонентов

 

 Для реализации требований стандарта Горячев  А.В. разработал УМК, включающий в себя учебник «Мой инструмент компьютер» и набор пособий по конкретным компьютерным программам. Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического, системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой – можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

  • требуют обязательного наличия компьютеров;
  • предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технология» в III—IV классах;
  • могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся, как правило, в часы школьного, или регионального компонента;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения предмета и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Ниже преведены некоторые из этих вариантов (с условными названиями):

 

  1. «Идеальный». Один час в неделю на «Информатику в играх и задачах» и один час в неделю на изучение информационных технологий.
  2. «Технологический». От 16 до 34 часов в год на изучение практики работы на компьютере в рамках учебного предмета «Технологии».
  3. 2«Развивающий». Один час в неделю на «Информатику в играх и задачах».
  4. «Комбинированный». Один час в неделю на «Информатику в играх и задачах» и 16–20 часов в год на изучение практики работы на компьютере в рамках учебного предмета «Технологии».
  5. «Факультативный». От 16 до 34 часов в год на изучение практики работы на компьютере в рамках учебного предмета «Технологии» и изучение курса «Информатика в играх и задачах» как факультативного.
  6. «Компромиссный». Один час в неделю на информатику и ИКТ: 17 часов в год на «Информатику в играх и задачах» (пропуская отдельные темы или задания) и 17 часов в год на изучение практики работы на компьютере (модули выборочно).
  7. «Жадный». Один час в неделю на информатику и ИКТ с попыткой вместить в эти часы все темы из курса «Информатика в играх и задачах» (отбрасывая часть заданий) и все модули из курса «Мой инструмент компьютер».

     Технологический компонент полностью реализует стандарт по предмету "Технологии" раздел "Практика работы на компьютере". Предваряет изучение разделов информатики и ИКТ: информационные технологии, информация и информационные процессы, виды информации, способы организации информации, поиск информации.  

Программа и тематическое планирование модуля

    Каждый учитель определяет набор модулей самостоятельно, учитывая обязательные модули, возможности детей, технической базы.

 

Изучение информатики и ИКТ на начальной ступени обучения может быть организовано в различных развивающих системах обучения и на основе  различных учебно-методических комплектов (УМК). Для реализации требований стандарта следует производить отбор содержания, представленного в данных УМК с учетом требований технологического компонента.

 

Развивающая система обучения Занкова Л.В., УМК «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века».

В учебные планы начальной школы учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» не включена как самостоятельный предмет. Вместе с тем, по решению правомочного органа управления образовательным учреждением при наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику и ИКТ целесообразно включать в учебные планы начальной ступени обучения за счет часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Рекомендуемый для преподавания УМК:

- Матвеева Н.В. и др.           Информатика. 3 (4) кл. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;

- Матвеева Н.В. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 (4) кл. в 2-х частях, 2-е изд. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;

- Матвеева Н.В. и др. Информатика. Методический комплект: пособие + практикум на CD. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007;

- Матвеева Н.В. и др. Введение в информатику: Комплект из 12 плакатов + методическое пособие. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-2007.

В основу  (ссылка )программы по информатике для 3-4 классов, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., положена идея о том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью. Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать  усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

·    доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

·    обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

·    интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

·    оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

·    создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

 

УМК  «Школа 2100»

Рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:

- Информатика и ИКТ (3, 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;

 - Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 (3, 4) кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);

- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  2 (3, 4) кл.  Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;

- Комплект наглядных пособий. (3, 4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.

Данный УМК является частью учебно-методических комплектов, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Учебники серии «Мой инструмент – компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики и ИКТ. Рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», 2-4 классах, созданных для обучения без применения компьютера. Все это прописано в программе по информатике для 3-4 классов.   

УМК «Перспективная начальная школа»

Рекомендуемый учебно-методический комплект для преподавания информатики и ИКТ в рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» - Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика» . Данный УМК является частью учебно-методических комплектов, входящих в образовательную систему «Перспективная начальная школа».

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

- информационная картина мира;

- компьютер – универсальная машина для обработки информации;

- алгоритмы и исполнители;

- объекты и их свойства;

- этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Представленный УМК предусматривает два варианта преподавания информатики и ИКТ: без компьютерной поддержки (все задания выполняются в учебнике или тетради) и с компьютерной поддержкой (на основе специально разработанного программного комплекса).

Программный комплекс, состоящий из CD-диска и сопровождающего методического пособия в печатном виде, содержит разное количество обучающих программ по различным темам информатики для младших школьников, интегрированных с учебником-тетрадью по информатике Е.П. Бененсон и А.Г.Паутовой.

 

Особенности обучения

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса, значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Бескомпьютерная часть работы может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации.

Компьютерная часть работы включает в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.

Что касается домашнего задания, то его основная цель – использовать полученные знания, умения и опыт информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, схемой, подготовка сообщения, поиск и подбор информации), выполнение 1-2 заданий из рабочей тетради.

Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения

1.      Электронные средства учебного назначения сообразно планированию курса.

2.      Компьютерные азбуки и словари для ознакомления, работы с текстом.

3.      Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.

4.      Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.

5.      Компьютерные лабиринты для управления объектом.

6.      Компьютерные мозаики.

7.      Логические игры на компьютере.

8.      Компьютерные энциклопедии и путешествия.

9.      Компьютерные топологические схемы.

10.  Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями, удовлетворяющие возможности использования (фрагментами по 5 минут) с дальнейшим обсуждением.

11.  Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.

12.  Компьютерные синтезаторы звука.

13.  Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.

14.  Компьютерные среды управления исполнителем.

 

Формы организации обучения при реализации модуля «Информатика и ИКТ».

Обучение по предмету можно реализовать несколькими вариантами:

1 вариант. Фронтальная форма  работы.

Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы.  Фронтальная работа реализуется на базе   базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой, желательно с медиапроектором, с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Изучение предмета рекомендуется в интеграции с другими  предметами. При обучении информатике возможно использовать интегрированный подход через использование практических заданий в содержании других предметных уроков – с использованием 15-минутного компьютерного практикума. Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным (компьютер используется как «электронная» доска).

  Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед  и перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева. Общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. 

Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия.  

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

3 класс

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4 класс

Горячев А.В.,  Островская Е.М.. Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников.

3 класс

Горячев А.В., Островская Е.М.. Графический редактор "TUXPAINT". Справочник-практикум для школьников

3-4

Горячев А.В., Островская Е.М.. Конструктор мультфильмов. Справочник-практикум для школьников.

3-4

Горячев А.В.. Электронное приложение к учебнику "Информатика и ИКТ" и справ.-практикумам "Конструктор игр", "Графический редактор" "TUXPAINT". "Конструктор мультфимов "Мульти-Пульти".

3 класс

   

  Пример модуля «Информатика и ИКТ» в рабочей программе по технологии в 3, 4 классах.

 

  2 вариант. Групповая форма работы. В состав группы рекомендуется включать не более 3 человек. В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе, электронных средств обучения и готовность учителя начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.  Эта форма подходит для работы в кабинете, имеющем более 3-х компьютеров (например, читальный зал школы, медиацентр). Обучение можно организовать с помощью метода проектов. Для этого класс делится на группы, для которых предусматривается рабочая зона: 2 стола, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе Лего, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и т.п.). Работа в группе с компьютером регулируется учителем: один ученик работает за ПК в течение 5-7 минут, другие работают над настольной частью проекта. Таким образом, группа реализует работу над проектом и компьютерную деятельность в течение всего урока, до 30 минут в зависимости от проектного задания. Рекомендуемые учебные пособия в этом случае – учебные пособия под редакцией А.Л.Семенова.

Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия. 

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  Информатика

3 класс

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  Информатика

3-4

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  Информатика

4 класс

 

Семенов А. Л., Рудченко Т.А. Издание: Информатика. Книга для учителя.

3  класс

Семенов А. Л., Рудченко Т.А.  Издание: Информатика. Книга для учителя.

4 класс

Семенов А. Л., Рудченко Т.А.   Информатика. Тетрадь проектов для 3 кл.

3 класс

Семенов А. Л., Рудченко Т.А.   Информатика. Тетрадь проектов для 4 кл.

4 класс

  

3 вариант. Индивидуальная форма работы.

Класс делится на две группы, с которыми одновременно работают два учителя – учитель начальных классов и учитель информатики. При выборе такой формы обучения рекомендуется привлекать к проведению урока учителя информатики для совместного параллельного проведения занятия: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15-20 минут - теоретическая  (бескомпьютерная) часть для первой группы (ведет учитель начальных классов) и компьютерная часть урока (учитель информатики) для второй группы соответственно, и наоборот. Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета возможно проводить любым уроком. Рекомендуемые учебные пособия – учебные пособия под редакцией Н.В.Матвеевой.

Учебники, рекомендованные МО РФ, и поддерживающие их учебно-методические пособия

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3 класс

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4 класс

Матвеева Н. В., Аверкин Ю.А., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л.  Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе

3-4 класс

Матвеева Н. В.  Информатика: Контрольные работы для третьего класса

3 класс

Матвеева Н. В.  Информатика: Контрольные работы для четвертого класса

4 класс

Матвеева Н. В.  Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие

3 класс

 

Здоровьесбережение на уроках информатики

 

            Оптимальная  продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут. Работу за компьютером рекомендуется заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 минута) и осанки (1-2 минуты). Комплекс упражнений для глаз выполняется стоя или сидя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием компьютера следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приёма пищи. Занятия в кружках с применением ПК (персонального компьютера)  должны проводиться  не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Один раз в четверть (триместр) необходимо проводить беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

 

Оформление журналовопыт преподавания  модуля "Практика работы на компьютере" по учебникам А.В.Горячева "Информатика и ИКТ "Мой инструмент компьютер" представлено на сайтах.

 В рабочую программу по предмету "Технология" необходимо вставить раздел "Практика работы на компьюторе" который должен состоять из:

  •  пояснительной записки;

  • содержания тем модуля;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  •  списка  литературы и программного обеспечения;

  • терминологического словаря.  

 

 

Уважаемые коллеги! По окончании работы с материалами лекции просим вас  ответить на вопросы:  

    1. Каким образом происходит формирование информационной культуры при реализации модуля «Информатика и ИКТ»? Приведите примеры.
    2. Приведите примеры интеграции содержания учебных предметов с содержанием модуля, укажите тему, примерное содержание, виды работы.
    3. Какой УМК Вы используете для изучения модуля? Какой вариант сочетания технологического и общеобразовательного компонента используется в Вашей школе?
    4. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с данным модулем?

   Предлагаем Вам скорректировать рабочую программу курса «Технология» для 3, 4 классов с учетом часов, отводимых на изучение модуля «Информатика и ИКТ». Вопросы по оформлению рабочей программы по технологии Вы можете задать руководителю виртуального объединения по электронному адресу  kolokolowa72@mail.ru

 

Ответы на вопросы и рабочую программу необходимо отправить руководителю не позднее 25 октября

                                                                                                                                                                            

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz