Преподавание информатики в начальной школе

 

Тема семинара: "Программное обеспечение модуля "Информатика и ИКТ"

    План

1. Знакомство с инструментальными программами модуля;

 

2.  Методика изучения инструментальных программ;

3.  Проектирование на уроках информатики:

·  организация работы над проектом на уроке информатики;

·  методика работы над учебным проектом;

·  защита проекта.

 

Знакомство с инструментальными программами модуля «Информатика и ИКТ»

 

    Учебные модули УМК Горячева А.В. «Информатика и ИКТ» (Мой инструмент компьютер) не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле приведены примеры компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. На уроках, дети будут учиться рисовать, создавать мультфильмы, конструировать игры, создавать планы домов или дизайн интерьеров.  Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

В то же время, для некоторых инструментальных программ разработаны справочники-практикумы – пособия, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Справочники-практикумы изданы для следующих компьютерных программ:

 

 TuxPaint («такс пэйнт»). Детский графический редактор. Распространяется свободно. Операционная система Windows, Mac OS, Linux.

 

 

 

Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти». Издательство «МедиаХауз». Программа для создания мультфильмов. Операционная система Windows

 

 

FloorPlan 3D («фло плэн три дэ»). Издательство «МедиаХауз». Программа для проектирования домов, квартир, помещений и внутренней обстановки. Операционная система Windows.

 

 

 

Конструктор игр «Незнайка на Луне». Издательство «МедиаХауз». Очень простая программа для создания аркадных игр. Операционная система Windows.

 

 

    Помимо справочников-практикумов для этих программ выпущены диски с самими программами и файлами для выполнения упражнений. В дальнейшем авторским коллективом УМК «Информатика и ИКТ» (Мой инструмент компьютер ) предполагается разработка справочников-практикумов и для других компьютерных программ.

   Учитель может использовать  как программы,  рекомендованные авторами  и для которых разработаны справочники-практикумы, так и другие программные среды. Например, вместо программы TuxPaint можно использовать стандартную программу  Paint, а вместо предложенного конструктора мультфильмов «Незнайка на Луне»  использовать программу ЛогоМиры. Тем не менее, учителям, не имеющим пристрастий к каким-либо иным компьютерным программам, можно рекомендовать использовать программы, для которых изданы справочники-практикумы. Работа с этими пособиями  удобна и комфортна для учителя, а ответы на многие свои вопросы ученики могут получить из справочников-практикумов самостоятельно.  В этих пособиях ориентированных на детей описаны возможности и правила работы соответствующих программ, пошаговые правила выполнения отдельных операций, примеры и задания. Наличие в справочниках-практикумах раздела «Ресурсы программы» позволяет школьникам продумывать итоговые творческие работы для каждого модуля не за экраном компьютера, что позволяет более эффективно организовывать работу на уроке (с учетом ограничений на время работы школьников за компьютером).  Справочники-практикумы можно использовать в классе, как пособие для урока, во внеклассной работе на факультативных занятиях и кружках, а также дома.

Модульная структура программы создаёт возможность варьирования числа часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технологии».

 

Предлагается следующий набор учебных модулей:

 

Название

Предполагаемые  инструментальные программы

Обязательность изучения

(по отношению к стандарту)

Число уроков

1

Знакомство с компьютером

 

обязательно

3-4

2

Создание рисунков

Paint, KidPix, TuxPaint, GIMP, PhotoShop, Claris Works, ПервоЛого и ЛогоМиры, Мышка Маия

обязательно

5-7

6

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

 

обязательно

1-2

7

Создание текстов

Блокнот, gEdit, Microsoft WordPad, Microsoft Word, OpenOffice Writer, Microsoft Works, Claris Works

обязательно

6-8

8

Создание печатных публикаций

Microsoft Word, OpenOffice Writer, Microsoft Works, Claris Works, Microsoft Publisher, QuarkXPress, Adobe Pagemaker, InDesign, Scribus

обязательно

6-8

9

Создание электронных публикаций

HelpMaker, Crimson Help, Sitecraft, Nvu, Microsoft FrontPage, Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress, eTextBook, eAuthor

желательно

6-8

10

Поиск информации

Поисковые системы в сети Интернет:

Яндекс, Google

обязательно

6-8

В каждом модуле приведены примеры программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу учителю в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

Учителю необходимо определить инструментальную программу для изучения модулей «Информатики и ИКТ». В случае трудностей задавайте вопросы руководителю виртуального объединения через электронную почту по адресу Kolokolowa72@mail.ru

 

Примеры инструментальных программ для изучения модуля «Создание рисунков»

 

   Все инструментальные программы графических редакторов имеют похожие инструменты, хотя имеют различные интерфейсы. Инструменты, с помощью которых выполняются операции рисования, находятся на панели инструментов. Например в программах Paint, TuxPaint инструменты находятся слева от холста:

Рабочее окно программы Paint:

 

   

 

Рабочее окно программы TuxPaint:

 

Для  того чтобы  запустить программу Paint или TuxPaint , если нет значка на Рабочем столе, необходимо нажать кнопку пуск и выбрать Программы \ Стандартные \ Графический редактор Paint или TuxPaint.

   Следует обратить внимание учеников, что интерфейс программ содержит одинаковое меню в разных операционных системах (Windows или  Linux), чтобы учащиеся не растерялись. 

  Во всех графических редакторах есть операция открытия и сохранения рисунка, которая находится в меню «Файл». Чтобы получить полное имя файла, необходимо кроме имени самого файла указать имена всех папок, в которые вложен файл или папки с этим файлом.  То же самое можно сказать и об остальных инструментальных программах в других модулях.

 

Примеры инструментальных программ для изучения модуля «Создание текстов»

 

 

 

  

Примеры инструментальных программ для изучения модуля «Создание печатных публикаций»

 

 

  

Примеры инструментальных программ для изучения модуля «Создание электронных публикаций»

 

 

 

Примеры инструментальных программ для изучения модуля «Поиск информации»

 

 

 

 

 

 

Методика изучения инструментальных программ

 

Модули изучения инструментальных программ имеют следующую структуру:

 

   Название большинства модулей в учебнике (4 из 5) начинается со слова «Создание». Логика изучения модулей такого типа примерно одинакова:

  • На первом уроке

-       ученики знакомятся с модулем (по его первой и последней странице), видят, чему они научатся, и как это будет проверяться,

-       отталкиваясь от слов на последней страницы модуля о «творческой работе для выбранной ситуации», переходят к знакомству с приведенными жизненными ситуациями,

-       кратко обзорно знакомятся с терминами изучаемой технологии, с примерами компьютерных программ, учатся запускать ту программу, в которой они будут работать, училель показывает как найти

-       учатся выполнять одну самую простую операцию в программе,

-       на дом получают задание придумать свою ситуацию, в которой можно применить  изучаемую технологию (можно по аналогии с приведенными)

  • На втором уроке

-          в парах или четверках (одна или две парты) обсуждают свои придуманные ситуации, выбирают ситуацию, для которой будут делать творческую работу (в том числе из придуманных самостоятельно), фиксируют её название в тетради,

-          знакомятся с набором операций, который они освоят на уроках,

-          используя простую операцию, с которой познакомились на первом уроке, создают что-то, и учатся сохранять результаты своей работы и возвращаться к их редактированию,

-          знакомятся с новой операцией, с ресурсами программы, используемыми в этой операции, возможно, рассматривают применение изучаемой операции в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этой операции (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы).

  • На следующих уроках с третьего с начала до третьего с конца (пред- предпоследнего  урока)

  • знакомятся с новыми операциями, с ресурсами программы, используемыми в этих операциях, возможно, рассматривают применение изучаемых операций в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этих операций (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы),

  • если уроков на изучение операций отведено достаточно, то на последнем из этих уроков (третьем с конца, пред- предпоследнем) проводят самостоятельную работу на проверку умения выполнять изученные операции (простая техническая работа); если уроков на освоение операций недостаточно, то отнимая время у работы над итоговым проектом, переносим самостоятельную работу в начало следующего урока (предпоследнего).

   Изучение каждого модуля «Информатика и ИКТ» (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания. Начиная с первого урока, дети должны продумывать вид своего будущего проекта. Далее, по мере прохождения материала, они могут  добавлять новые возможности и эффекты проекта, могут начинать работать над ним после уроков или дома:

  • на третьем с конца (пред- предпоследнем) уроке на дом задаём задание продумать эскиз (план, набросок) выбранной творческой работы, зафиксировать этот эскиз (план, набросок) в тетради.

  • На предпоследнем и последнем уроке ученики будут выполнять творческую работу по выбранной ситуации. Учитывая ограничения СанПиН на работу за компьютером, часть предпоследнего урока перед работой над проектом отводится на обсуждение своих эскизов в парах/четверках (одна-две парты), рассмотрение новых идей одноклассников о своей работе, уточнение эскиза. Затем начинается работа по реализации своего проекта по выбранной ситуации.

  • На последнем уроке дети продолжают работу над творческой работой. Если кто-нибудь из детей быстро работает в этой программе, и уже завершил работу на предыдущем уроке, он может выбрать новую ситуацию и пытаться успеть сделать ещё один проект. Часть времени урока после завершения работы над проектами отводится на сравнение того, что получилось с тем, что задумывали. Ученики оценивают, что они могли бы улучшить, если бы было больше времени, что нового они бы добавили к своему проекту, если бы продолжили над ним работать. По усмотрению учителя некоторые работы могут быть продемонстрированы всему классу или при работе по группам демонстрируются все работы учеников.

   Некоторые дети могут не успеть освоить на уроке очередную изучаемую операцию или могут отсутствовать на уроке. Неумение выполнять операции ставит под угрозу выполнение итоговой творческой работы. Поэтому учителю мы рекомендуем помимо уроков проводить во внеурочное время занятия-консультации, на которых ученики могут изучать пропущенный или недостаточно освоенный материал.

 

Проектирование на уроках информатики

   Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. 

   Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

   В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.      Поэтому особую  значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика.

   При обучении информатике возникает целый ряд проблем:

   недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

   низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

      динамичность развития содержания курса информатики.

Перед  учителем возникает необходимость  выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.  Он прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

    принцип обучения деятельности;

  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

    принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;

    принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;

     креативный принцип.

   На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.

Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

   Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только  на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

  Проектную деятельность учащихся можно применять на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

  Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем происходит переход к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений, учащихся по курсу информатика. После этого дети  выполняют проекты, направленные на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение.

  В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

  Проектный подход в значительной мере удовлетворяет различного рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.

 

Методика работы над учебным проектом

  Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Учитель, планируя учебную деятельность должен ставить конкретные цели.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование в сознании школьника информационной картины мира;
  3. возможность работать с компьютером;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. работа по новым технологиям;
  6. развитие самостоятельности;
  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;
  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  9. развитие исследовательских умений.

В целях каждого урока должны звучать цели, направленные на формирование универсальных умений и навыков: выполнять основные операции в одной из инструментальных программ каждого модуля, умение искать нужную информацию, использовать её при создании печатных, электронных публикаций.

   Цели урока должны быть измеряемыми, конкретными.

   Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

  Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;

  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

  Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

  Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

   Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

    В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

   Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;

  • постановка целей и задач проекта;

  • пути их решения;

  • сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В начале работы над проектом учителю необходимо соорентировать детей на выбор темы проекта. Учащиеся, пред выполнением проекта, должны поставить свои цели, в которых определить, что они могут сделать в результате групповой работы: создать слайд презентацию, нарисовать поздравительную открытку и так далее.

Если учащимся трудно, учитель берет на себя роль координатора. В конце работы, совместно с детьми, разрабатывает критерии, по которым оценивается выполненная работа.

 

 

   В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;

  • проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;

  • рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

Этапы выполнения проектов

   Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.

  Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  • Подготовка к работе над проектом.

  • Выбор темы.

  • Постановка цели и задачи проекта.

  • Поиск информации различными способами.

  • Поиск иллюстраций.

  • Разработка структуры презентации.

  • Разработка дизайна кадров.

  • Подготовка к защите проекта.

  • Презентация проектов (защита).

  • Анализ проектной работы.

   Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

  Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

  Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

  Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

   В начальной школе в соответствии с возрастными особенностями младших школьников проектную деятельность целесообразно организовывать в группе. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребёнка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать “способность к деятельности”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определённой темы, и компьютерная игра, и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на факультативах, кружковых занятиях.

 

   Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно проводить на последнем уроке изучения любого модуля «Информатики и ИКТ» (кроме модуля «Знакомство с компьютером»)

   Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!

 

 

Уважаемые коллеги! По окончании работы с материалами виртуального семинара предлагаем Вам разработать серию уроков по освоению одной из инструментальных программ (начиная с вводного урока заканчивая защитой проекта). Необходимо выслать таблицу   с выбранными инструментальными  программами для изучения модулей информатики и ИКТ. Напоминаю Вам, что ранее Вы выбрали для разработки вводного урока один из модулей, можно разработать серию уроков по этому же модулю, используя приведенные в виртуальном семинаре рекомендации. Вопросы по разработке уроков Вы можете задать руководителю виртуального объединения по электронному адресу: Kolokolowa72@mail.ru

 

 Разработку вводного урока необходимо отправить руководителю не позднее  10 января

 

 

   Для разработки уроков можно использовать методические рекомендации  по  модулям автора УМК «Мой инструмент компьютер» Горячевым А.В.       

                                                                                                                                            

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz